Сегодня в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» состоялась совместная пресс-конференция Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяны Минеевой и генерального директора АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» ЗаБизнес.РФ. Элины Сидоренко «Банкротство: постпандемия российского бизнеса». В пресс-конференции также приняли участие заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры РФ Артем Кононенко, Общественный Уполномоченный по самозанятым и микробизнесу Дмитрий Потапенко, руководитель Общественной приемной при Уполномоченном, арбитражный управляюший Евгений Пустошилов, а также предприниматель Иван Куемжи.
7 января завершился временный мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов для организаций и индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей.
«Мораторий фактически не помог малому и среднему бизнесу. Число банкротств физлиц в 2020 году выросло на 70%, и именно в этот показатель входят ИП и самозанятые граждане. Статус ИП утратили 27% лиц - это почти 1 млн предпринимателей. На фоне снижения числа корпоративных банкротств проявились следующие тренды этого года: рост банкротств малого бизнеса - физлиц, в числе которых ИП и самозанятые, и уход предпринимателей из бизнеса либо в наемные работники, либо в тень». – заявила Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
Участники пресс-конференции говорили о криминальных банкротствах. По мнению экспертов, прежде всего это показатель слабого иммунитета российского бизнеса. «Это прежде всего связано с большой налоговой нагрузкой, трудной выживаемостью в условиях ограниченности и общего снижения потребительского спроса». – говорит Генеральный директор Платформы «ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко. Она уточнила, что за год работы платформы уже есть несколько обращений предпринимателей по статьям 195 (неправомерные действия по банкротству), 196 (преднамеренное банкротство). На их основе проблемы делятся на три категории: уголовно-правовые, связанные с предварительным расследованием и связанные с розыскными мероприятиями.
По словам Заместителя начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ Артема Кононенко, в 2020 году зарегистрировано 275 преступлений по фиктивным банкротствам: вывод денежных средств и имущества, занижение и продажа дебиторской задолженности, реализация контролирующих функций при банкротстве со стороны Росреестра.
Мораторий вынуждает часть предпринимателей уходить в тень. «Это не «оздоровление» рынка. Волна будет идти все дальше, и ее не абсорбирует режим самозанятых». – сказал Дмитрий Потапенко.
Московский бизнес-омбудсмен Татьяна Минеева, завершая пресс-конференцию, подчеркнула, что ключевой вопрос в том, что до сих пор нет решения базовой проблемы отсутствия эффективных механизмов предупреждения о банкротстве и восстановления бизнеса.