В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве М.М. Вышегородцева (далее – Уполномоченный) поступило обращение ООО «Д» (далее - Общество) по вопросу непринятия ИФНС России №22 по г. Москве декларации по НДС
В обоснование позиции указано, что Общество неоднократно направляло ИФНС России №22 по г. Москве декларации по НДС за 1 квартал 2018 года по ТКС, но налоговый орган отказывался их принимать, в результате чего у Общества и контрагентов возникли расхождение в книге покупок. Кроме того, руководитель Общества не имеет возможность исполнить требование ИФНС – явиться к ним лично для беседы и разбора ситуации, так как находится на лечении в связи с переломом костей ног, а участие представителя Общества налоговый орган не устраивает.
Уполномоченным организована проверка законности и обоснованности действий ИФНС России № 22 по городу Москве в отношении Общества.
По итогам проверки установлено, что Общество дважды направляло ИФНС России № 22 по г. Москве налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2018 года, но не была выгружена в связи с неустановленной технической проблемой. Инспекцией был произведён принудительный экспорт файлов, в результате чего формировались и направлялись в адрес Общества уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (расчетов) и (или) о том, что расчет считается не представленным. Данные факты свидетельствует о возникновении проблемы при экспорте налоговой декларации из приемного комплекса на сетевой ресурс или о некорректном формировании файла декларации на стороне налогоплательщика.
Прием ранее полученных деклараций невозможен в связи с наличием отказа.
В ходе работы по обращению ООО «Д» Уполномоченным направлен в адрес руководителя Управления ФНС России по г. Москве соответствующий запрос для проверки предоставленных Обществом сведений, законности и обоснованности действий (бездействий) ИФНС России № 22 по г. Москве.
В результате Инспекцией, в соответствии с пунктом 4.3 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота, Обществу и оператору электронного документооборота направлено по электронным каналам связи уведомление с приглашением представителей в налоговый орган для рассмотрения данного вопроса на Комиссии по разрешению нештатных ситуаций в электронном документообороте.
Комиссией принято решение предложить Обществу повторно предоставить декларацию по НДС за 1 квартал 2018 года, при этом тщательно проверить все необходимые реквизиты документа.
Таким образом, права общества восстановлены.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
В пункте 4 раздела II Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169) указано, что представления налоговой декларации указано, что дату отправки налоговой декларации фиксирует специализированный оператор связи.
В пункте 193 Административного регламента (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н) указано, что при представлении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.
В соответствии с пунктом 213 Административного регламента при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3) проверяет наличие оснований, указанных в п.28 и п. 194 Административного регламента.
Исходя из положений пункта 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
- формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);
- отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
При получении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, с использованием программных средств налогового органа не позднее следующего рабочего дня за днем получения налоговой декларации (расчета) при наличии соответствующих оснований формирует уведомление о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины или формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета).
В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приема налоговой декларации с помощью приемного комплекса налогового органа могут формироваться следующие документы:
- сообщение об ошибке;
- уведомление об отказе с указанием причин отказа;
- квитанция о приеме.
Проверке подлежит, в частности, тип сообщения, действительность электронной подписи, наличие и корректность обязательных реквизитов файла налоговой декларации, полномочий отправителя.
Налоговым органом может быть сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждающее факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин.
В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота (утв. Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@) к нештатной ситуации относится невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота.
При этом согласно пунктам 4.3 и 4.4 Методических рекомендаций в случае, когда нештатную ситуацию не удается разрешить в сроки, установленные для представления электронных документов, налоговый орган создает комиссию, в состав которой включает представителей налогоплательщика, оператора ЭДО, удостоверяющего центра и налогового органа, а также, при необходимости, представителей разработчиков используемого программного обеспечения.