Московские торги # Бюллетень оперативной информации, Москва, 26 апреля 2018
Защита интересов участников закупок, прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства, является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаила Вышегородцева. Осенью прошлого года столичный бизнес-омбудсмен стал одним из инициаторов проведения круглого стола по проблемам правоприменения закупочного и антимонопольного законодательства, в ходе которого был озвучен ряд предложений по модернизации законов № 44-ФЗ о контрактной системе, № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц, № 135-ФЗ о защите конкуренции.
Ряд инициатив уполномоченного, включенных в его годовой доклад Мэру Москвы, уже реализованы в рамках проведения недавней масштабной реформы закупочного законодательства. В частности, речь идет о запрете устанавливать нереальные сроки исполнения контрактов по Закону № 44-ФЗ и о расширении возможностей обжалования решений заказчиков по Закону № 223-ФЗ.
САМЫЕ МАСШТАБНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ - В ЗАКУПКАХ
Напомним, что ключевым направлением деятельности бизнес-омбудсмена является защита прав и законных интересов предпринимателей на территории российской столицы. Комментируя законодательные изменения, произошедшие в 2017 году и затрагивающие интересы предпринимателей, Михаил Вышегородцев отметил, что наиболее серьезные перемены - именно в сфере закупочного законодательства (включая правительственные и ведомственные правовые акты). Одно из главных изменений: теперь наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг.
Другое важное новшество связано с появлением типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков из малого бизнеса.
Были введены и новые правила обязательного общественного обсуждения крупнейших закупок.
В то же время в прошлом году перестали действовать антикризисные меры 2015 - 2016 годов, позволявшие менять цену и сроки исполнения контракта, а также списывать неустойки, начисленные поставщику, или предоставлять ему отсрочки по их уплате.
Кроме того, к участникам закупки стали предъявляться новые требования об отсутствии судимости за незаконное предпринимательство и коррупционные преступления.
Столь значимые изменения, произошедшие за год в сфере закупок, не могли не вызвать определенные сложности в правоприменительной практике. Анализ обращений столичных предпринимателей позволил бизнес-омбудсмену выявить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются участники торгов, регулируемых законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
В ФОРМАТЕ КРУГЛОГО СТОЛА
Чтобы обсудить накопившиеся проблемы и выработать подходы к их решению, Михаил Вышегородцев совместно с комитетом по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты РФ и Московским управлением Федеральной антимонопольной службы выступил с инициативой проведения круглого стола, посвященного практике применения антимонопольного и закупочного законодательства.
Круглый стол прошел в октябре 2017 года в конгресс-центре ТПП.
Выступая в рамках заседания, Михаил Вышегородцев заявил о необходимости выработать консолидированную позицию для исполнителей государственного заказа и подготовить предложения для внесения изменений в закупочное законодательство. Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются столичные предприниматели, участвующие в госзакупках, бизнес-омбудсмен обратил внимание на укрупнение лотов, которые делают исполнение контрактов неподъемным для субъектов МСП.
Выступивший на круглом столе руководитель УФАС Армен Ханян напомнил, что более 60% жалоб, подаваемых в антимонопольное ведомство, признаются обоснованными. По его оценке, данный показатель говорит о намерении заказчиков устанавливать избыточные требования с одной целью - не допустить до торгов определенные хозяйствующие субъекты.
В рамках выступлений отмечалось, что несовершенство законодательной базы в закупочной сфере может навредить бизнесу. Только постепенное совершенствование правового регулирования приведет к новому формату работы бизнеса на рынке госзаказа и стимулирует развитие всей российской экономики.
По итогам обсуждения была принята резолюция, констатировавшая наличие ряда системных проблем в регулировании закупочной системы и содержавшая предложения по их разрешению.
ИНИЦИАТИВЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
Целый ряд инициатив, связанных с закупочной тематикой, содержался и в ежегодном докладе Уполномоченного по правам предпринимателей Мэру Москвы Сергею Собянину за 2017 год. Поскольку речь шла о предложениях по реформированию федерального законодательства (поправки в законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и № 135-ФЗ), они были также направлены Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борису Титову. В частности, несколько предложенных московским омбудсменом поправок были связаны с уменьшением размера обеспечения госконтрактов и договоров, заключенных в рамках Закона № 223-ФЗ. Другой блок поправок касался ограничений на включение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, работ и услуг, что должно способствовать решению упомянутой выше проблемы укрупнения лотов. Между тем отметим, что некоторые инициативы уполномоченного уже реализованы в рамках масштабной реформы закупочного законодательства, проведенной в конце 2017 года.
Первая из них связана с внесением изменений в Закон о контрактной системе. Напомним, что действующая редакция закона никак не ограничивает заказчика в установлении срока исполнения контракта. Это дает ему возможность выставлять заведомо невыполнимые условия и отсекать конкурентов "своего" поставщика.
В соответствии с предложением московского бизнес-омбудсмена, минимальный срок исполнения контракта должен соответствовать утвержденным нормам производства работ. Это предложение было реализовано в Законе № 504-ФЗ и вступит в силу с 1 июля 2018 года.
Еще одна инициатива, связанная с закупками отдельных видов юридических лиц, была реализована в Законе № 505-ФЗ. Речь идет о пресловутом ограничении возможности обжалования закупок (всего четыре основания), на что неоднократно жаловались и предприниматели, и представители ФАС.
В соответствии с предложением Михаила Вышегородцева, в закон были включены новые основания для обжалования: предъявление участнику закупки требований, не предусмотренных тендерной документацией, и, что очень важно, осуществление закупки с нарушением норм Закона № 223-ФЗ или положения о закупках данного заказчика. Законодательное закрепление этих инициатив, несомненно, будет способствовать защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере закупок.
Автор: Лагутин Владимир