Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев провел расширенное заседание Общественного, Экспертных, Консультативного Советов и Рабочей группы, созданных при Уполномоченном.
В мероприятии приняли участие руководители промышленных объединений и ассоциаций, члены межотраслевых экспертных советов, представители общественных организаций и бизнес-сообществ.
Открывая заседание, Уполномоченный поблагодарил присутствующих за их вклад в работу по подготовке Доклада Мэру Москвы за 2016 год. Михаил Вышегородцев отметил, что при участии членов Советов и Рабочей группы в прошлом году был подготовлен ряд инициатив, затрагивающих различные области предпринимательской деятельности как на региональном, так и на федеральном уровне. Инициативы касались в том числе сферы имущественно-земельных отношений, контрольно-надзорной деятельности, торговли и защиты прав потребителей, налоговой политики трудового и антимонопольного законодательства и прочих областей, первостепенных для московского бизнеса.
Всего за 2016 год было подготовлено 132 предложения, реализация которых будет способствовать улучшению предпринимательского климата в городе и снижению негативной нагрузки на бизнес. По всем представленным предложениям ведется работа по их реализации. Ряд предложений уже реализован.
Наибольшее количество предложений имело отношение к деятельности контрольно-надзорных органов, еще одним важным направлением стала сфера электронной коммерции, для которой было разработано 29 инициатив по совершенствованию нормативно-правовой базы.
Важным источником получения информации о проблемах предпринимателей стал опрос предпринимателей на тему: «Роль и влияние контрольно-надзорных органов на бизнес», в котором принял участие 641 предприниматель Москвы.
Результаты опроса показали низкую долю (9%) невыездных документарных проверок, являющихся наименее затратной для бизнеса, низкий средний показатель выявляемости нарушений (19,6%), незначительное среднее количество нарушений обязательных требований. Кроме того, зафиксирован чрезвычайно низкий показатель (2,6%) количества выявленных нарушений, связанных с реальной непосредственной угрозой или с реальными случаями причинения вреда, низкие показатели положительного исхода обжалования проверок в претензионном порядке при сравнительно высоком положительном результате судебного обжалования.
Уполномоченный отметил, что такой результат свидетельствует об избыточности контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предпринимателей. «Реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» является по-прежнему приоритетной, и моя работа в этом направлении будет продолжена», - подчеркнул Михаил Вышегородцев.
Еще одним форматом для получения объективного мнения бизнеса стали встречи с предпринимателями, проводимые при участии представителей прокуратуры и контрольно-надзорных органов, а также руководителей органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих те или иные функции по контролю. В прошлом году в результате мероприятий, проведенных во всех административных округах Москвы, ответы на актуальные вопросы получили более 1700 предпринимателей. В итоге этих встреч мы смогли выявить новые, ранее не рассматриваемые проблемы, что свидетельствует об очевидной пользе таких встреч для целей защиты бизнеса, - только зная о проблеме её можно решить.
Одной из наиболее актуальных тем для предпринимателей всех округов столицы была названа необходимость создания службы «Одного окна» для бизнеса. Реализация сервиса позволит повысить качество и сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, уменьшить издержки предпринимателей, повысить комфорт при получении услуг и снизить коррупционные риски. В Докладе Мэру я предложил реализовать через создаваемые «Центры услуг для бизнеса» консультационную поддержку предпринимателям, где им помогут оформить документы, проверят корректность заполнения заявлений и форм, необходимых для получения государственных услуг, предоставляемых структурными подразделениями Правительства Москвы. В новом сервисе будет предусмотрена помощь в получении электронной цифровой подписи и подаче запроса на предоставление государственной услуги с использованием Портала госуслуг Москвы.
Кроме того, для обеспечения комплексной поддержки предпринимателей им будут доступны услуги, предоставляемые финансово-кредитными и страховыми компаниями, субъектами естественных монополий и ресурсоснабжающими организациями, нотариусами и общественными некоммерческими организациями.
Михаил Вышегородцев сообщил, что уже начал работу над Докладом Мэру Москвы за 2017 год, в основу которого будет положена «Дорожная карта бизнеса – 2018». Это документ, отражающий наиболее актуальные вопросы и потребности предпринимателей, реализация которых окажет реальную поддержку развитию бизнеса. Проблематика и приоритеты для включения в Дорожную карту формируются на основе информации непосредственно от предпринимателей и бизнес-объединений, полученной в результате рабочих встреч, специализированных мероприятий, обращений, опросов и проведенных исследований.
Уполномоченный рассказал, что в рамках подготовки Дорожной карты проводится ряд исследований в сфере образования, финансирования, сбыта, медицинского бизнеса и работы с поставщиками. Исследования формируются на базе вопросов, интересующих предпринимателей. Например – дефицита бизнес-знаний в различных областях предпринимательской деятельности, проблем при взаимодействии с поставщиками, трудностей, связанных с урегулированием земельно-имущественных отношений, препятствиями на пути к увеличению объема продаж, проблем, для наиболее эффективного решения которых требуется привлечение инструментов финансовой поддержки.