RSS

Наши победы

Все вопросы Разрешения Имущественные отношения Лицензирование Земельные отношения Бездействие органов власти Градостроительные отношения Проверки Квоты для иностранцев Ограничение конкуренции Все темы Нарушения в сфере уголовного судопроизводства Налогообложение Государственные услуги Поддержка бизнеса Государственные закупки Реклама и информация
Показывать материалы
? Восстановление права оформления в собственность объектов недвижимости, предусмотренного инвестиционным контрактом

Ответ:

Благодаря поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаила Вышегородцева организации удалось добиться соблюдения условий инвестиционного соглашения по строительству многоэтажного гаража-стоянки.

Согласно контракту, заключенному между городом и организацией в 1999 году, компания должна была профинансировать и построить комплекс многоэтажного гаража, состоящий из трех очередей строительства общей вместимостью в 761 машиноместо, здания сервисного обслуживания и магазина с контрольно-пропускным пунктом.

При этом имущественные права на инвестиционные объекты должны были распределиться следующим образом: город получал 20% машиномест и площадей общего пользования, а 80% машиномест и площадей общего пользования, а также 100% сервисных служб оформлялось в собственность инвестора.

Общество-инвестор выполнило все условия контракта по финансированию и строительству комплекса, однако город отказал в подписании Актов о частичной реализации по II и III очередям строительства, аргументировав отказ несогласием с правовой оценкой и распределением площадей сервисных служб. Условием для подписания город поставил перераспределение долей собственности между сторонами Контракта путем заключения дополнительного соглашения, согласно которому сервисные помещения объектов II и III очереди подлежали разделу в соотношении 50/50.

Общество настаивало на выполнении первоначальных условий Контракта и отказалось от подписания дополнительного соглашения, в связи с чем город обратился в суд. Общество, в свою очередь, обратилось к Михаилу Вышегородцеву с просьбой предоставить правовую позицию Уполномоченного по существу спора.

Рассмотрев материалы, Уполномоченный поддержал позицию Общества, отметив, что нормативные документы о порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы, на которые ссылался город в исковом заявлении, не могут служить основанием для подписания дополнительного соглашения, потому что Контракт был заключен ранее принятия этого документа Правительством Москвы. Вышегородцев подчеркнул, что навязывание новых, невыгодных Обществу условий, является попыткой одностороннего изменения условий Контракта, тогда как внесение каких-либо изменений в него возможно только по соглашению сторон.

Правовое заключение Уполномоченного было учтено Арбитражным судом города Москвы, который отказал в удовлетворении исковых требований города. Истец подал апелляции в Девятый арбитражный апелляционный суд, а затем и в арбитражный суд Московского округа, которые также приняли во внимание правовые заключения, направленные бизнес-омбудсменом Михаилом Вышегородцевым, и оставили решение Арбитражного суда города Москвы без изменения.

Таким образом, права Общества были полностью восстановлены - инвестор получил возможность оформить в собственность объекты недвижимости в соответствии с условиями, на которых взял на себя обязательства финансирования и строительства.

? Восстановление прав предпринимателя на реконструкцию здания

Ответ:

В результате работ по восстановлению нарушенных прав промышленно-инвестиционной компании Уполномоченному удалось добиться изменения условий договора аренды земельного участка, на котором находилось здание, принадлежавшее ей на праве собственности.

Обращение с просьбой принять меры для защиты и восстановления нарушенных прав Михаил Вышегородцев получил еще в 2014 году. Из полученных материалов следовало, что компании было необоснованно отказано в изменении условий договора аренды участка, дающих право не только эксплуатации, но и реконструкции расположенных на нем строений. Здание находилось в ветхом состоянии и продолжало разрушаться, вынуждая собственника нести затраты.

Рассмотрев обращение, Михаил Вышегородцев подтвердил факт нарушения прав предпринимателя и принял решение участвовать в судебном процессе в качестве третьей стороны, а также направил ряд обращений в органы исполнительной власти г. Москвы.

В результате работы Уполномоченного суд, а затем и апелляционный суд признали законность иска промышленно-инвестиционной компании и постановили восстановить истца в праве аренды участка.  После вступления Арбитражного суда г. Москвы в законную силу Михаил Вышегородцев обратился в Департамент городского имущества г. Москвы, который сообщил, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы принято решение об изменении  условий договора аренды участка, заключенного компанией.

Согласно решению, договор аренды земельного участка был продлен на 6 лет, а компания получила возможность провести необходимую реконструкцию и полностью восстановить принадлежащее ей здание.  

?

Заключение на новый срок договора аренды нежилого помещения.

Ответ:

С 2005 года назначение используемых помещений арендатором не менялось. Помещения использовались исключительно для размещения реабилитационного мини-центра шаговой доступности, оказания реабилитационных услуг, в том числе для выдачи и продажи ортопедических изделий. Подбор и выдача ортопедических изделий (технических средств реабилитации) является неотъемлемой функцией центра. В мини-центре инвалидам предоставляется возможность не только получить гарантированные государством технические средства реабилитации (ТСР), но и реализовать право на приобретение дополнительных (сменных, аналогичных подобранным), комплектов ТСР по своему желанию. В случае прекращения мини-центром выдачи ортопедических изделий предприниматель не сможет исполнять обязательства, принятые на себя по условиям государственных контрактов. 

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве поступило заявление ЗАО «НПЦО» с просьбой о содействии в заключении с Департаментом городского имущества города Москвы на новый срок договора аренды нежилого помещения, много лет используемого Обществом для размещения реабилитационно-ортопедического мини-центра для инвалидов, выполняющего, кроме прочего, государственные заказы. В заявлении отмечалось, что в связи с имеющимися, по мнению Департамента, нарушениями условий договора аренды со стороны Общества Департамент выразил намерение расторгнуть договор аренды с Обществом. Уполномоченным в адрес заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений было направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность продления арендных отношений с Обществом в целях сохранения реабилитационно-ортопедического мини-центра для инвалидов. В ответ на обращение Уполномоченного письмом за подписью Министра Правительства Москвы, исполняющего обязанности по координации вопросов экономической политики и имущественно-земельных отношений, руководителя Департамента было сообщено о том, что после проведения оценки рыночной стоимости права аренды объекта недвижимости, являющегося предметом аренды, Департаментом будет подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды и направлен для подписания Обществу. 

Согласно ч. 9. ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; 
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора. 
При этом Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев: 
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; 
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды. В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

?

Установление льготной ставки арендной платы за арендуемое помещение, находящееся в собственности города Москвы.

Ответ:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве М.М. Вышегородцева обратилась Индивидуальный предприниматель (далее – ИП А.) с просьбой оказать содействие в установлении льготной ставки арендной платы за арендуемое помещение, находящееся в собственности города Москвы.

Между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и ИП А. заключен договор аренды на нежилое помещение. Дополнительным соглашением, продлен срок действия договора аренды, а вместе с тем увеличена ставка арендной платы с льготной 3500 руб./м2 год до рыночной ставки.

В целях рассмотрения вопроса об оказании имущественной поддержки по договору аренды ИП А. 23.07.2015 и 09.10.2015 направляла в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства обращения с приложением документов, предусмотренных п.5.1, приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы». В ответ на данные обращения Департамент сообщил, что вопрос предоставления ИП А. имущественной поддержки на 2015 год включен в повестку заседания Межведомственной комиссии. 07.12.2015 ИП А. повторно направила в Межведомственную комиссию обращение о предоставлении имущественной поддержки на 2016 год. Однако сведений о результатах рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии не поступало. Данное обстоятельство послужило основанием для направления предпринимателем соответствующей жалобы в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

С целью защиты прав и законных интересов ИП А. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве в адрес Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы было направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды, принимая во внимание, что осуществляемая ИП А. деятельность относится к сфере бытового обслуживания, а также площадь арендуемого помещения составляет 91,8 кв.м., что соответствует условиям предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год.

В результате проведенной работы Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства было принято положительное решение об оказании имущественной поддержки ИП. А. на 2015-2016 гг. в виде установления льготной ставки арендной платы.

Таким образом, права и законные интересы ИП А. были восстановлены.

Переоформление договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок осуществляется в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно ч. 9 и ч. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации,

при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Таким образом, продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы.

Вместе с тем согласно разъяснениям Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2014 № 19491-ЕЕ/Д05и и №АК/32618/14 органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня).

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП (ред. от 20.10.2015) «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, по решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия).

В целях рассмотрения вопроса об оказании имущественной поддержки по договорам аренды субъект предпринимательской деятельности направляет в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением документов, предусмотренных п.5.1, приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы»:

1.1. Копию договора аренды объекта нежилого фонда.

1.2. Один из следующих комплектов документов:

1.2.1. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":

- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;

- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28 мая 2002 г. N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов";

- документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;

- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".

1.2.2. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Согласно пп. 1.1 п. 1 и пп. 2.1. п. 2 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется при условии представления в Комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы.

В соответствии с пунктом 5.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» Департаментом направляется запрос в отраслевые органы исполнительной власти города Москвы для представления заключений о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки условий использования (обследования) соответствующих объектов нежилого фонда.

Решение Комиссии о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м, принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства.

При принятии Комиссией положительного решения, арендная плата подлежит установлению со дня обращения в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию за предоставлением имущественной поддержки.

?

Предоставление субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы.

Ответ:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве поступило обращение ЗАО «О» с просьбой ходатайствовать перед Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства о предоставлении имущественной поддержки в виде установления льготной арендной платы по договорам.

При рассмотрения обращения ЗАО «О» на Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства было принято коллегиальное решение об отсутствии оснований для установления льготной ставки арендной платы.

Из представленных на рассмотрение документов усматривалось, что ЗАО «НПЦ «Огонёк» является субъектом малого предпринимательства и осуществляет свою деятельность в области здравоохранения, что подтверждается лицензиями, выданными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, то есть подпадает под условия предоставления имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год, в соответствии с п.2 Постановления № 800-ПП от 25.12.2012

В целях защиты законных прав и интересов заявителя Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве было направлено письмо в адрес заместителя Мэра в Правительстве Москвы по экономической политике и имущественно-земельных отношений, по результатам рассмотрения которого ЗАО «О» установлена минимальная ставка арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м в год.

в соответствии с п.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы» ставка арендной платы, указанная в пункте 1 устанавливается при условии предоставления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также приятия Комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 (3.500 руб. за кв.м. в год);

в соответствии с п.5.3 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» решение Комиссии о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы (далее - имущественная поддержка), принимается в срок не более 30 календарных дней со дня поступления обращения субъекта малого предпринимательства о предоставлении такой поддержки.

?

Не возбуждение исполнительного производства по заявлению предпринимателя и исполнительному листу Арбитражного суда города Москвы.

Ответ:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве поступило обращение ИП К. с жалобой на сотрудников УФССП по г.Москве, в связи с не возбуждением исполнительного производства по его заявлению и исполнительному листу Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2014 по делу № А40-89073/14-7-722.

В целях защиты законных прав и интересов заявителя Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве было направлено письмо в адрес руководителя УФССП по г.Москве с просьбой принять необходимые меры по надлежащему исполнению решения Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2014 по делу № А40-89073/14-7-722 и Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ИП К., по результатам рассмотрения которого Тверским районным отделом судебных приставов УФССП России по Москве возбуждено исполнительное производство о взыскании денежных средств с ООО «О» по иску ИП К., начальнику отдела - старшему судебному приставу Тверского РОСП Управления поручено принять меры в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве, в том числе осуществить выход по адресу должника-организации, направить копии процессуальных документов в адрес взыскателя.

В соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

На основании ч.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

? Продление договора аренды недвижимого имущества.

Ответ:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве   М.М. Вышегородцева обратилось ООО «Фирма С» с жалобой на действия Департамента городского имущества города Москвы. ООО «Фирма С» является арендатором нежилого помещения. Общество обратилось в Департамент с заявлением о продлении вышеуказанного договора аренды недвижимого имущества. В ответном письме Департамент сообщил ООО «Фирма С» о прекращении договора аренды по истечении срока его действия и отказе в его пролонгации в связи с размещением в данном здании многофункционального центра «одного окна».  Данное обстоятельство послужило основанием для направления обществом соответствующей жалобы в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

С целью защиты прав и законных интересов общества Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москвы было направлено письмо в адрес Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имуществнно-земельных отношений Н.А. Сергуниной,  с просьбой рассмотреть возможность пролонгации договора аренды  или заключения нового договора аренды  на нежилое помещение с ООО «Фирма С».  В результате проведенной работы вопрос о возможности размещения МФЦ в нежилом здании после окончания срока действия договора аренды, заключенного с ООО «Фирма С», был рассмотрен на совещании у заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы А.В. Раковой по вопросам формирования имущественного комплекса МФЦ. По результатам совещания было принято решение о нецелесообразности размещения МФЦ по указанному адресу и о пролонгации договора аренды с ООО «Фирма С».

 

Создание и организация деятельности многофункциональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", Государственной программой города Москвы "Открытое Правительство" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП "О внесении изменений в государственные программы города Москвы и об утверждении Государственной программы "Открытое Правительство" на 2012-2018 годы", постановлением

Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП (ред. от 26.08.2015) "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (вместе с "Перечнем государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы", "Положением об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", "Перечнем правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы, признаваемых утратившими силу").

Создание многофункциональных центров на территории города Москвы осуществляется в соответствии со схемой их размещения, утвержденной Правительством Москвы. С учетом численности населения районов и поселений города Москвы могут создаваться межрайонные многофункциональные центры.

Основания прекращения обязательств предусмотрены ст. 407 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (далее – ГК РФ):

1. Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

2. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

3. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Статья 610 ГК РФ содержит положения в отношении срока договора аренды:

1. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

2. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

3. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Согласно ст. 621 ГК РФ арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок:

1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

В соответствии со ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.

? Реализация права на выкуп нежилых помещений

Ответ:

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве  М.М. Вышегородцева обратился предприниматель с просьбой оказать содействие в реализации права на выкуп нежилых помещений.

Возглавляемое им предприятие ЗАО «Р» осуществляет свою деятельность в сфере общественного питания. Предприниматель регулярно оказывает помощь в организации проведения выборов, праздничных мероприятий для малообеспеченных граждан, ветеранов ВОВ, за что имеет многочисленные благодарственные письма от руководства управы района Якиманка. Также предприниматель активно помогает жителям дома в организации благоустройства прилегающей территории.

ЗАО «Р»  является субъектом малого предпринимательства и длительное время арендует находящееся в собственности города Москвы нежилые помещения площадью 240 кв. м. и 102 кв. м.  Жилое здание является объектом культурного наследия.

В целях дальнейшего развития коммерческой деятельности и реализации своего преимущественного права на выкуп в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2008г. № 159-ФЗ и законом города Москвы от 17.12.2008г. № 66, ЗАО «Р» в июне 2013 года подало пакет документов на приватизацию арендуемых нежилых помещений. Департамент городского имущества города Москвы рассмотрел данное обращение и направил запрос в Агентство по обеспечению мероприятий гражданской защиты ЦАО города Москвы о предоставлении информации о принадлежности нежилых объектов к защитным сооружениям гражданской обороны.

В июле 2014 года руководство ЗАО «Р» вновь подало пакет документов на приватизацию арендуемых нежилых помещений. Департаментом в приватизации испрашиваемых нежилых помещений было отказано, ссылаясь на исключение вышеуказанных помещений из Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановление Правительства Москвы от 16.12.2008г. № 1140-ПП и распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.05.2013г. № 4049.

С целью защиты законных интересов предпринимателя Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москвы были направлены ходатайства руководителю Департамента городского имущества города Москвы В.В. Ефимову и руководителю Департамента культурного наследия города Москвы. В. Кибовскому с просьбой об оказании содействия в реализации ЗАО «Р»  права на выкуп нежилых помещений.    

Благодаря содействию Уполномоченного Департаментом культурного наследия города Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы было ускорено проведение необходимых мероприятий по подготовке проекта охранного обязательства, оценке выкупаемых нежилых помещений и подготовке проектов договоров купли-продажи.

Договор купли-продажи на нежилое помещение площадью 240 кв. м.  был подписан сторонами, оплачен и передан для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Москве.

Договор купли-продажи на нежилое помещение площадью 102 кв. м. подготовлен. В настоящее время сторонами согласовывается стоимость выкупа указанного нежилого помещения.

Уполномоченным было направленно письмо в адрес руководителя Департамента городского имущества города Москвы В.В. Ефимова с просьбой провести повторную оценку вышеуказанного нежилого помещения и ускорить оформление договора купли-продажи.

 

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно ст. 5 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен составлять менее пяти лет.

Статьи 1 - 6 и 9 159-ФЗ действуют до 1 июля 2018 года.

В целях реализации положений Федеральных законов от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства Москвы от 5 февраля 2008 г. N 88-ПП "О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве", а также в целях удовлетворения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП утвержден Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.